Novabev Group — российская алкогольная компания, лидер по производству водки и ликеро-водочных изделий, один из главных импортеров крепкого алкоголя и вина в стране. Имеет мощную производственную базу из высокотехнологичных предприятий, стратегически расположенных в крупнейших федеральных округах.
Компания обладает одной из самых больших в стране дистрибуционных сетей из более чем 168 тыс. торговых точек. В состав также входит 1 300+ собственных розничных супермаркетов «ВинЛаб», что позволило Novabev Group войти в топ-3 алкогольных ретейлеров страны по количеству магазинов.
Предпосылки проекта
Большой объем Excel-файлов для обработки.
Несинхронизированные справочники.
Неэффективный анализ данных.
Низкая оперативность принятия решений.
Уже запущенная бюджетная кампания
До 2020 года в Novabev Group использовали модель бюджетирования на базе зарубежного ПО. Со временем решение методологически устарело, а потребности клиента в части бюджетирования только росли. Например, требовалось загружать данные факта, агрегировать их, распределять затраты по продуктам, чтобы получить фактическую отчетность в управленческом стандарте.
Была необходима более мощная платформа, способная быстро пересчитывать большой объем данных, проводить глубокую детализацию и закрывать целый пласт задач по управлению ресурсами. Немаловажно было и то, чтобы новое решение обладало преимуществами low-code и на его поддержку и развитие не требовалось много ресурсов.
Исходные данные проекта
История сотрудничества
В 2021 году в Novabev Group выбрали новый инструмент для бюджетирования — российскую CPM/IBP-платформу Optimacros с современным интерфейсом, богатым BI-функционалом и расширенными интеграционными возможностями. В качестве интегратора привлекли ИТ-компанию OptiTeam Consulting.
Перед стартом проекта сотрудники Novabev Group прошли в OptiTeam курс обучения по работе в системе. Это улучшило коммуникацию внутри проектной команды, помогло более осознанно формулировать требования и тестировать результат.
Специалисты OptiTeam вносили уточнения в ТЗ, помогали с унификацией справочной информации, прорабатывали схему потоков данных из разных систем, общую архитектуру решения и стартовали разработку.
Уже через три месяца после запуска проекта Novabev Group начали использовать Optimacros для управления бюджетированием. А еще через три месяца была настроена интеграция для сбора плановой, фактической и план-факт-отчетности.
Решение
Команда «ОптиТим Консалтинг» разработала архитектуру бюджетной модели алкогольного сегмента с учетом основных запросов клиента. Исполнителю удалось полностью удовлетворить требования Novabev Group по производительности и реализовать поддержку многоэлементных динамических справочников в актуальном состоянии, не утяжеляя модель.
Команда внедрения интегрировала решение с системой факта, с некоторыми локальными системами, формирующими входящие параметры бюджета. Благодаря интеграции компания получила единое информационное пространство, позволяющее избегать расхождения данных и экономить время на их передаче.
Результат
По итогам проекта компания Novabev Group в 2 раза сократила время на сбор бюджета. Процесс обработки информации в финансовом подразделении ускорился на треть. Раньше он занимал 83 дня, а в новом решении стал составлять 57−61 день.
Появилась возможность работать с несколькими сценариями бюджета в процессе согласования. Если на первый сценарий сейчас уходит 51 день, то на второй и последующие — максимум по неделе. У сотрудников высвободилось время, которое они могут направить на анализ данных и более качественную подготовку выводов.
Также в рамках проекта были достигнуты следующие амбициозные цели:
поддержка мэппинга данных с возможностью пользовательского управления;
формирование standalone и consolidated плановой отчетности в полном наборе необходимых коммерческих аналитик, с предварительным распределением непрямых затрат;
быстрый пересчет всех моделей, чтобы в период «чтения бюджета» менеджмент мог успеть сформировать и рассмотреть 2−3 сценария будущего плана.
Проект по автоматизации бюджетирования стал основой для развития в Novabev Group следующих моделей на базе Optimacros. Позже в компании внедрили централизованную систему планирования закупок, цепочек поставок и управления складскими запасами. В планах — продолжить развивать функционал существующих моделей и разрабатывать новые, повышая скорость бизнес-процессов, снижая рутину и направляя сотрудников на более творческие и аналитические задачи.
Интерфейс модели Novabev Group в Optimacros
Отзыв клиента
“
Почему мы выбрали Optimacros? Это было спонтанное решение ввиду того, что был 2021 год, и на тот момент мы уже попробовали и Cognos, и Oracle. На SAP не замахивались, потому что там другая ценовая категория. В целом продукты TM1 Cognos и Oracle были схожи, но мы понимали, что для нас это не очень удобно: они закрытые, неподдерживаемые, неудобные. Также с 2015 года мы были «влюблены» в Anaplan. Но не приобретали его по той причине, что это было облачное решение. Когда мы увидели Optimacros, первое впечатление было про схожесть: гибкость, удобство настроек, передача данных, формирование отчетов. Когда мы познакомились с «ОптиТим Консалтинг», попросили реализовать демомодель: дали конкретные данные, и компания за неделю подготовила практический пример. Мы сами увидели, как это работает, убедились в быстродействии, потому что загрузили аналитику с большим количеством данных.
— Татьяна Макарова, руководитель планово-экономического отдела Novabev Group