Классические CPM-системы отлично решают задачи бюджетирования и анализа. Они надежны в плане производительности, а во многих из них используется интерфейс привычных Excel-таблиц.
CPM-системы подходят для бюджетирования годового, среднесрочного или долгосрочного горизонта, однако не любят большой детальности и объемных (в несколько тысяч элементов) справочников. Особенно они чувствительны к справочникам нестабильного наполнения — например, когда каждый квартал 100−200 значений становятся неактуальными, а вместо них добавляется 200−300 новых.
Также эти системы не решают специфические задачи, связанные с формированием плана, но не являющиеся непосредственно планированием. Например, оптимизационные задачи — согласование плана производства и продаж с учетом ассортимента, географии заводов и технологий.
Одним из первых моих проектов по автоматизации бюджетирования с использованием CPM был вертикально интегрированный сельскохозяйственный холдинг, выращивающий птицу и перерабатывающий ее в продукты питания. Автоматизация выполнялась на одной из самых популярных во всем мире CPM-платформ.
Основную трудность представляли 2 задачи, без которых полная автоматизация планирования была невозможна:
- автоматизировать подневный план рассадки и выращивания цыплят;
- автоматизировать балансировку плана продаж с планом производства, учитывая ограничения по морфологии разделки птицы и доступность производственных линий каждого вида разделки.
Поскольку холдинг имел территориально рассредоточенную структуру и большую географию продаж, клиенту очень хотелось расширить скоуп проекта еще и решением задач оптимизации логистических потоков, но это уже совсем не покрывалось функциональностью системы.
Забегая вперед, скажу, что обе задачи были решены в CPM, но без кастомизации обойтись не удалось — стандартный функционал был серьезно доработан. Через пару лет компания сменила IT-политику и отказалась от всех кастомных решений. В CPM-системе оставили только непосредственно бюджетирование.
Оглядываясь на тот проект, я отмечаю для себя следующее: CPM — надежное решение, позволяющее построить красивую, хорошо структурированную классическую бюджетную модель. Но такие блоки, как детальный план продаж с учетом влияния промо (например, план производства) или расчет объема перевозок по географическим направлениям, должны строиться в других системах и поступать в CPM уже в виде готовых цифр.
Если бы мы входили в тот проект сегодня, то могли бы использовать системы нового класса — IBP (integrated business planning) и не мучиться с кастомизацией.