Основные процессы S&OP финансовый отдел вел в Excel, и в связи с этим регулярно сталкивался с традиционными трудностями:
- У каждого сотрудника был свой файл с цифрами, сложно было понять, чьи данные наиболее правдивы и актуальны. На собраниях могли бесконечно обсуждать, какая версия документа правильная.
- Все данные заносились вручную, иногда случались ошибки (по вине человека или из-за программного сбоя). На их выявление и устранение уходило много времени.
- Было сложно адаптировать Excel под изменения бизнес-процессов, потому что часть файлов просто забывали корректировать.
- Excel не подходил для работы с «большими данными», поэтому об аналитике или точных прогнозах речи не было.
- Не устраивал однопользовательский режим, так как с таблицей одновременно мог работать только один сотрудник и т. д.
Компания росла, производство наращивало объемы, конкуренты наступали на пятки. Процессы планирования усложнялись, трудозатраты на них постоянно росли. В Excel становилось тесно, инструмент уже «не вывозил» работу с большими объемами данных, плюс его функционал и производительность были довольно ограниченными.
Как выглядело планирование? 10 менеджеров еженедельно составляли прогноз продаж, каждый — в своей персональной таблице. После проверки расчетов все данные сводили в общий файл прогноза по продажам и отправляли в отдел управления запасами. Там на основе прогнозных значений и данных, вручную выгруженных из нескольких отчетов в 1С, сотрудники рассчитывали потребность в заказе импортной продукции и продукции собственного производства. Данные по объему импорта распределяли по заявкам и снова вручную заносили в 1С. На всё это уходило много времени.
Стало понятно, что если не изменить подход к планированию продаж и операций, компания начнет терять прибыль.
Автоматизация процесса S&OP назрела еще и потому, что руководство хотело повысить управляемость бизнесом, сделать сквозной процесс планирования от продаж и производства до закупки, логистики и учета персонала. Это бы обеспечило компании маневренность и возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.