Блог OptiTeam

Интегрированное бизнес-планирование: в чем его суть и какие преимущества оно дает бизнесу

В условиях неопределенности и постоянных изменений рынка заниматься бизнес-планированием компаниям становится все сложнее. Бизнесу приходится реагировать на меняющуюся обстановку и лавировать в соответствии с новыми обстоятельствами. Сделать этот процесс более предсказуемым и эффективным может помочь интегрированное бизнес-планирование. О том, в чем суть этого метода и какие преимущества он дает бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала старший проектный менеджер компании OptiTeam Екатерина Авдеева.
  • Эксперт статьи:
    Екатерина Авдеева
    Руководитель проектов контура IBP OptiTeam, старший проектный менеджер. Опыт работы в сфере управления цепочками поставок – свыше 6 лет.

Почему традиционные методы планирования теряют актуальность

Чтобы компания могла уверенно работать на рынке и развиваться, ей необходимо грамотно управлять своими ресурсами. Это аксиома. Поэтому базовая задача для бизнеса — поиск баланса дефицита и излишков.

Как правило, с выявлением дефицита проблем не возникает. Компания сразу видит основные факторы этого явления:

  • отсутствие товара на складах;
  • упущенная прибыль;
  • негативные отзывы клиентов.

Идентифицировать излишки несколько сложнее, поскольку изначально их легко ошибочно принять за запас продукции на следующий период. Позже признаки излишков становятся более очевидными:

  • замороженные активы;
  • недостаток обработанных средств;
  • нехватка складских и торговых площадей для размещения новых товарных запасов.

Одним из способов поиска баланса может стать определение оптимального спроса на будущий период. В таком случае составление плана продаж или закупок может идти по трем сценариям:

  1. Использование в расчетах средних значений, опыта экспертов и накопленных знаний о том, как должен себя вести рынок. Здесь точность готовых планов составит 60−70% и выше только по тем категориям, которые ведут себя стабильно (например, по товарам первой необходимости).
  2. Применение статистических методов и использование базовой очистки истории. В этом случае точность планирования выше, а результаты ощутимее.
  3. Использование сложных систем многофакторного анализа с динамическим выбором моделей. В этом случае для планирования потребуются специализированные программы, мощные математические серверы и штат специалистов, разбирающихся в программном обеспечении.

Основная проблема всех перечисленных способов заключается в том, что они основаны на предположении, что тренды прошлого будут сохраняться и в будущем. Однако, когда ситуация меняется, невозможно гарантировать 100%-ную точность прогнозов. Поэтому необходимо пересмотреть подход к бизнес-планированию.

Почему уровень сервиса — устаревший метод прогнозирования

Современные IT-решения позволяют управлять уровнем сервиса для каждой товарной позиции, наглядно показывая, что выгоднее: оставить товар на складах или сохранить дефицит. Но и здесь есть свои нюансы:

  • при перепрогнозе уровень сервиса будет 100%, но при этом на складах может находиться избыток продукта. Это заморозит средства компании и не приведет к желаемому результату;
  • колебание прогноза спроса по мере нарастания цепочки поставок может превратиться в солидный избыток из-за того, что на каждом из звеньев добавляются собственные страховые запасы. В итоге они будут нарастать, давая на выходе «эффект хлыста», когда минимальное колебание прогноза на первоначальном уровне превращается в огромный избыток товара на выходе.

Минимизировать риски неточного прогноза и сбалансировать объем потребностей, который реально нужен в данный момент времени, можно с помощью цепочек поставок. На каждом из этапов, входящих в цепочку, может возникнуть проблема, на которую нужно реагировать своевременно. Сделать это возможно с помощью интегрированного бизнес-планирования (IBP).

Что такое IBP и в чем суть этого инструмента

IBP (Integrated Business Planning) — это комплексный подход к бизнес-планированию, который синхронизирует все типы бизнес-планов компании в различных горизонтах планирования, объединяет продажи, производство, финансы и управление поставками, поддерживает взаимосвязь между стратегическими, тактическими и оперативными планами. Цель IBP — создать единую стратегию развития компании для достижения бизнес-целей оптимальным путем.
Автоматизация бизнес-процессов и появление новых IT-решений помогает компаниям совершенствоваться и развиваться в текущей действительности. Важное место в этом занимает интегрированное бизнес-планирование. По сути, это стратегия управления бизнесом, которая объединяет все ключевые функции компании в единый процесс планирования.

Основная цель IBP — создать согласованную и целостную картину того, что ждет бизнес в будущем, учитывая взаимосвязь всех его элементов. Система обеспечивает стратегическую и взаимосвязанную работу в процессе управления цепочками поставок и каждым блоком, входящим в процесс обеспечения продукции.

IBP рассматривает бизнес как единую систему, где изменения в одной области могут повлиять на другие, а также учитывает как потенциальные риски, так и возможности для роста.

Пример: на производственных складах образуются очереди из-за недостатка торговой площади. Если проблема кроется в том, что в пиковые моменты времени возникает нехватка персонала, модель подскажет критическую потребность в дополнительных сотрудниках и автоматически переведет эту информацию дальше в блок управления. Благодаря этому проблему удастся решить оперативно и без серьезных потерь.

Система IBP дает возможность планировать на различных уровнях и, самое главное, объединять эти уровни между собой, давая общую картину происходящего в компании.

Основные преимущества внедрения IBP-системы:

  • объединение данных в единую модель позволяет всем бизнес-функциям (продажам, маркетингу, управлению персоналом, цепочкам поставок и финансам) взаимодействовать в рамках одного информационного пространства. Это помогает избежать разрыва данных, поскольку все функции обмениваются информацией онлайн, учитывая при этом возможности и ограничения для совместной работы;
  • система обладает гибкостью и масштабируемостью, что позволяет ей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям бизнеса. Это дает возможность формировать обновленные планы и моделировать все сценарии в режиме реального времени;
  • благодаря возможности коммуникации и сотрудничества различные бизнес-функции могут работать над общими моделями и принимать взвешенные решения на основе актуальной информации;
  • система позволяет компаниям разрабатывать планы, учитывая различные факторы и сценарии. Создание моделей, прогнозов и симуляций помогает принимать обоснованные решения.

В отличие от традиционных подходов, которые ограничиваются краткосрочным планированием продаж и операций, IBP охватывает все горизонты планирования:

  • краткосрочное: оперативное планирование, управление запасами;
  • среднесрочное: прогнозирование спроса, ценообразование;
  • долгосрочное: стратегические проекты, инвестиции, развитие новых продуктов.

IBP-решения отличаются простотой интеграции с существующими системами управления, такими как ERP и CRM, и могут быть адаптированы к специфике каждого бизнеса.

Если вы хотите узнать больше об интегрированном бизнес-планировании и перед вашей компанией стоит задача автоматизации бизнес-процессов, рекомендуем ознакомиться с возможностями CPM/IBP-платформы Optimacros. Запросите демонстрацию, и наши специалисты свяжутся с вами в течение одного рабочего дня.

Узнайте, как улучшить показатели вашего бизнеса

Оставьте заявку, и мы проведем для вас демо и подробно расскажем, как платформа Optimacros поможет оптимизировать ваши бизнес-процессы
Источник: Biz360.ru
15.01.2025  СТАТЬИ И АНАЛИТИКА
Смотрите также